Фото
Все это можно увидеть в памятном зале РЭЗ (Ганибу дамбис 31)
Русско-французское товарищество «Проводник»
В 1888 году в Риге была основана фабрика русско-французского товарищества «Проводник». Широко известны были изготовленные на фабрике боты и галоши, линолеум, хирургические изделия, водолазные костюмы, игрушки и т.д. Одной из первых в Европе фабрика стала выпускать автомобильные шины.Иллюстрации к теме
В независимой Латвии на его территории
располагались мелкие мастерские. Разрушенный завод восстанавливали немецкие военнопленные, а затем советские зэки. В 1950-м несколько корпусов были уже готовы, и Рижский завод РЭЗ с 1950 г. первым в СССР начал производить стиральные машины.
«ЭАЯ-3», «Рига-54», «Рига-55», «Рига-60», «Рига-8», «Рига-17».
Помните, как они выглядели? Круглая, небольшая, на 1,5–2 килограмма белья, с валиками для его отжима. Они становились кормилицей завода и частично всей страны. Потом были «Рига-20», «Рига-15», новая центрифуга «Цента»...
Где-то в семидесятые годы киножурнал "Фитиль" назвал стиральную машину "Рига" корытом с мотором. Тем не менее...
Первая стиральная машина, разработанная в Риге на заводе РЭЗ, называлась ЭАЯ–2. Затем- ЭАЯ-3. Они стирали и отжимали бельё в одном баке.
Массовое производство стиральных машин в Советском Союзе началась в 1950 году в Риге на электромашиностроительном заводе "РЭЗ", Латвийская ССР. Это была стиральная машина "ЭАЯ-3", которая стирает и выжимает 2,5. кг белья в 30 литрах воды и имеет мощность 400 Вт. Машина не нагревает воду. Эти стиральные машины выпускались с 1950 по 1955 год, было выпущено до 19000 штук. Эта стиральная машина № 14104, 31 мая 1954 года выпуска.
The mass production of washing machines in the Soviet Union began in 1950 at the Riga Electric Machine Plant "RES", Latvian SSR. It was a washing machine "EAYA-3," which erases and squeezes 2.5. kg of laundry in 30 liters of water and had a power of 400 watts. Machine does not heat the water.
These washing machines were produced from 1950 to 1955, was issued to 19,000 units. This washing machine number 14104, May 31, 1954 release.
В магазинах машина продавалась за 600 рублей при себестоимости в 1500 (особенности социалистической экономики).
Следующая, "Рига–54", уже продавалась по настоящей цене.
(кликнуть для увеличения. Фото и информация с сайта Беседы о Риге / Sarunas par Rīgu )
Справка: Отечественной промышленностью были выпущены бытовые электрические стиральные машины моделей: ЭАЯ-2, ЭАЯ-3, «Рига-54»
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА ЭАЯ-2
Стиральная машина ЭАЯ-2 состоит из наружного бака-корпуса, внутреннего стирального бака-центрифуги, редуктора и электродвигателя.
Наружный бак-корпус установлен на трех ножках, имеющих резиновые присосы и ролики, которые используют для передвижения машины. При работе машины ролики убирают нажатием на рычаг и машина опускается на резиновые присосы, Присосы обеспечивают надежную установку машина даже на мокром или скользком полу.
Внутри цилиндрического корпуса машины расположены внутренний бак-центрифуга и лопастная мешалка.
В нижней части бака-корпуса имеется сливной патрубок для стока жидкости.
Внутренний стиральный бак-центрифуга предназначен для стирки, полоскания и отжима белья. Он изготовлен из нержавеющей стали или алюминия. В верхней части бака-центрифуги имеются отверстия для слива воды при отжиме белья. Лопастная мешалка изготовлена из пластмассы или алюминия.
При стирке стиральный бак-центрифуга остается неподвижным. Лопастная мешалка, поворачиваясь попеременно то в одну, то в другую сторону, перемещает находящееся в стиральном баке белье, перемешивает моющий раствор, и в результате этого осуществляется стирка белья. Продолжительность стирки 20-30 мин в зависимости от степени загрязнения белья.
Отжим белья производится механически центрифугированием. Под действием центробежной силы, которая возникает при вращении стирального бака, жидкость из бака и белья поднимается по вертикальным стенкам бака и вытекает через отверстия, имеющиеся в его верхней части. Продолжительность полного отжима 2-5 мин в зависимости от сорта белья. Тонкое белье отжимается быстрее. Лопастная мешалка при отжиме не работает
Редуктор. Внутри корпуса машины под стиральным баком находится редуктор, который соединен с электродвигателем в один узел. Редуктор снижает высокое число оборотов двигателя до скорости, необходимой при стирке и отжиме. В редукторе находится механизм переключения рода работы машины: стирка, отжим и нейтральное положение (холостой ход). механизм приводится в действие специальным рычагом переключения рода работ, установленным на корпусе машины. Среднее, нейтральное положение рычага — вертикальное. При переключении рычага вправо — на отжим. Выключение двигателя производится пакетным выключателем при нейтральном положении рычага переключения рода работ.
Стиральный бак с редуктором и электродвигателем подвешен к дну бака-корпуса при помощи эластичной резиновой манжеты и четырех пружин. Эластичная манжета обеспечивает свободное качание стирального бака в корпусе, благодаря чему частично выравнивается вибрация, создаваемая бельем при отжиме.
Электродвигатель. В стиральной машине установлен однофазный электродвигатель переменного тока типа ДСМ-1. Двигатель имеет переключение обмоток и позволяет включать машину на 127 и 220 в. Переключение электродвигате-ля на два напряжения является большим преимуществом, создает удобства при пользовании машиной.
После работы на машине необходимо тщательно протереть бак машины, снять мешалку, протереть ее и приводной вал редуктора, в отверстие приводного вала залить несколько капель машинного масла. Чтобы вынуть мешалку, необходимо поднять ее и снять с приводного вала, на который она свободно насажена. Примерно раз в два года следует менять масло в редукторе. Рекомендуется смазка — солидол «Т» или оссоголин.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА ЭАЯ-3
Стиральная машина типа ЭАЯ-3 по конструкции аналогична машине ЭАЯ-2.
В машине установлен однофазный электродвигатель типа ДСМ-2, который включается только на одно напряжение сети. Для машин на 127 в устанавливают двигатель ДСМ-2А-1, а для 220 в — ДСМ -2А-2. Запускается двигатель при помощи пусковой обмотки, имеющей добавочное проволочное сопротивление. На валу электродвигателя установлен центробежный выключатель, который отключает обмотку после того, как двигатель разовьет нормальное число оборотов. Для защиты обмоток двигателя от перегрузок и короткого замыкания в электрической схеме машины установлено тепловое реле типа ТРВ.
При пользовании машинами типа ЭАЯ-2 и ЭАЯ-3 необходимо присоединять провод заземления — одним концом к зажимному контакту , расположенному внизу корпуса и обозначенному буквой «З», другим, имеющим специальный хомутик, — к водопроводной трубе.
Стиральные машины ЭАЯ-2 и ЭАЯ-3 имеют ряд конструктивных недостатков. которые при эксплуатации создают неудобства в работе. Главный из них — отсутствие балансировочного устройства и центробежного насоса для откачки стирального раствора.
При включении этих машин на «Отжим» из-за неравномерного распределения белья в стиральном баке может быть сильная вибрация корпуса. В этом случае машину необходимо остановить и равномерно уложить белье в баке, после чего продолжать работу.
Марка загадочной "ракеты" установлена — это «ЭАЯ-2» или «ЭАЯ-3»:
Цитата:
Одним из пионеров стирального машиностроения стал Рижский завод РЭС. Машинки «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-3», появившиеся в магазинах в 1950 году, стоили 600 рублей при себестоимости в 1500 — настоящее чудо социалистической экономики. Стиральные машины второго поколения, «Рига-54», больше всего напоминали робота R2D2 из киноэпоса «Звёздные войны». В животе «робота» помещалось до 2,5 кг сухого белья. Следующая модель, «Рига-55», полностью копировала знаменитую шведскую «Хускварну», которую главный инженер РЭС привёз с выставки в Москве.
http://www.infoportal.lv/news/2012-03-26-2037
Кстати, вот тут интересные картинки есть:
http://baltaks-serviss.ucoz.lv/forum/6-162-1
Мне больше всего этот скан понравился (там про маренго речь идёт) —
http://baltaks-serviss.ucoz.lv/_fr/1/8606570.jpg
А. Горский, госпидя, сколько интересного можно найти, если всего-то навсего начать яндексить про смешную стиральную машину…
НИ ПАРА, НИ КОПОТИ... ИСТОРИЯ РИЖСКИХ СТИРАЛЬНЫХ МАШИН ПОЛНОСТЬЮ
Комментариев нет:
Отправить комментарий